Одной из наиболее трудных тем в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятиста рублей, с шестьюдесятью сослуживцами или с шестидесятью сослуживцами?
Числительные делятся на два основных разряда: количественные ипорядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные (двое, трое).
35.3.1. Количественные числительные
Количественные числительные — лексико-грамматическийразряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.
Количественные числительные по структуре делятся на простые(три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).
Употребляя в речи сложные и составные количественныечислительные, следует помнить, что: 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) при склонении сложных и составных числительных изменяются все образующие числительное компоненты. Например:
Падеж |
50, 60, 70, 80 |
200, 300, 400 |
500, 600, 700, 800, 900 |
Им. п |
пятьдесят книг |
тристарублей |
шестьсот деталей |
Р. п. |
пятидесятикниг |
трехсот рублей |
шестисот деталей |
Д. п. |
пятидесятикнигам |
тремстамрублям |
шестистамдеталям |
В. п. |
пятьдесят книг |
триста рублей |
шестьсот деталей |
Тв. п. |
пятьюдесятью |
тремястамирублями |
шестьюстамидеталями |
П. п. |
о пятидесятикнигах |
о трехстах рублях |
о шестистах деталях |
Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:
Падеж |
40 |
90 |
100 |
Им. п |
сорок студентов |
девяносто дней |
сто машин |
Р. п. |
сорокастудентов |
девяностадней |
ста машин |
Д. п. |
сорока студентам |
девяностадням |
ста машинам |
В. п. |
сорок студентов |
девяносто дней |
сто машин |
Тв. п. |
сорока студентами |
девяностаднями |
стамашинами |
П. п. |
о сорока студентах |
о девяностаднях |
о ста машинах |
Просклоняем составное количественное числительное 5348 (пять тысяч триста сорок восемь), содержащее слово «сорок»:
Падеж |
5348 |
Им. п |
пять тысяч триста сорок восемь отзывов |
Р. п. |
пятитысяч трехсот сорокавосьмиотзывов |
Д. п. |
пятитысячам тремстам сорока восьми отзывам |
В. п. |
пять тысяч тристасорок восемь отзывов |
Тв. п. |
пятью тысячами тремястами сорока восьмьюотзывами |
П. п. |
о пятитысячах трехстах сорока восьми отзывах |
36.1.Собирательные числительные
Собирательные числительные — особый лексико-грамматическийразряд числительных, называющих количество, понимаемое как нечто целостное, единое; сравните: пять (колич. числ.) студентов — пятеро (собират. числ.) студентов.
Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, атакже малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятероиспользуются в следующих случаях:
1) с существительными, называющими людей и неотносящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег);
2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое);
3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток).
Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (трое девушек, пятеро школьниц), а также с названиями неодушевленных предметов (двое столов, трое окон)!
Склонение собирательных числительных
Падеж |
Двое |
Трое |
Четверо |
Пятеро |
Им.п. |
двоестудентов |
трое |
четверо |
пятеро |
Р. п. |
двоих студентов |
троих |
Четверых |
пятерых |
Д. п. |
двоимстудентам |
троим |
четверым |
пятерым |
Вин. п. |
двоихстудентов (но! двое суток — неодуш.) |
троих(трое) |
четверых(четверо) |
пятерых (пятеро) |
Тв. п. |
двоими студентами |
троими |
четверыми |
пятерыми |
П. п. |
о двоих студентах |
о троих |
о четверых |
о пятерых |
36.2. Числительные оба—обе
Употребление числительных оба—обе в нормативной речистрого определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеим, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода — обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).
С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные не употребляются —нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток! Следует говорить: двумя ножницами, двух суток.
Склонение числительных оба —обе
Падеж |
Оба |
Обе |
Им.п. |
оба мальчика |
обе девочки |
Р. п. |
обоих мальчиков |
обеих девочек |
Д. п. |
обоим мальчикам |
обеим девочкам |
Вин. п. |
обоих мальчиков (но! обаокна — неодуш.) |
обеих девочек (но: обестены — неодуш.) |
Тв. п. |
обоими мальчиками |
обеими девочками |
П. п. |
об обоих мальчиках |
об обеих девочках |
36.3. Порядковые числительные
Порядковые числительные — лексико-грамматический разрядчислительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счете.
Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот[Символ]пятидесятой квартире,в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году?
Запомните следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа).
Таким образом, в приведённых выше примерах правильными являются словосочетания в триста пятидесятой квартире, в две тысячи третьем году.
Просклоняем составные порядковые числительные тысяча двести пятидесятый и тысяча двести пятьдесят седьмой:
Падеж |
1250-й |
1257-й |
Им.п. |
тысяча двестипятидесятыйобразец |
тысяча двести пятьдесят[Символ]седьмойобразец |
Р. п. |
тысяча двестипятидесятогообразца |
тысяча двести пятьдесят[Символ]седьмого образца |
Д. п. |
тысяча двестипятидесятому образцу |
тысяча двести пятьдесят[Символ]седьмомуобразцу |
Вин. п. |
тысяча двестипятидесятыйобразец |
тысяча двести пятьдесят[Символ]седьмойобразец |
Тв. п. |
тысяча двестипятидесятым образцом |
тысяча двести пятьдесят[Символ]седьмым образцом |
П. п. |
о тысяча двестипятидесятом образце |
о тысяча двести пятьдесят[Символ]седьмом образце |
Сравните склонение сложного порядкового числительного и составного порядкового числительного:
Падеж |
2000-й |
2003-й |
Им.п. |
двухтысячныйгод |
две тысячи третий год |
Р. п. |
двухтысячного года |
две тысячи третьего года |
Д. п. |
двухтысячному году |
две тысячи третьему году |
В. п. |
двухтысячный год |
две тысячи третий год |
Тв. п. |
двухтысячным годом |
две тысячи третьим годом |
П. п. |
о двухтысячномгоде или в двухтысячномгоду |
о две тысячи третьем годе илив две тысячи третьем году |
Примеры нарушения морфологических норм
Морфологическая ошибка |
Морфологическая норма |
1. Договора, бухгалтера, корректора(ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. имён существительных) |
1. Договоры, бухгалтеры, корректоры |
2. Один килограмм апельсин(ошибка в образовании формы род.п. мн.ч. имен существительных) |
2. Один килограмм апельсинов |
3. Повариха Новикова, докторша Лукьянова (ошибка в образовании формы женского рода имен существительных, употребляющихся в русском литературном языке только в форме мужского рода) |
3. Повар Новикова, доктор Лукьянова |
4. Самый сложнейший (ошибка в образовании превосходной степени имени прилагательного) |
4. Самыйсложный или сложнейший |
5. К пятьюстам тридцати семи добавить триста (ошибка в образовании формы д. п. сложного числительного) |
5. К пятистам тридцати семи добавить триста |
6. Обои юноши, обеидевушки (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. числительных оба —обе) |
6. Оба юноши, обе девушки |