Что представляет собой государство, и какова история его возникновения и развития? Среди обществоведов отсутствует единое мнение по данному вопросу. Анализ имеющихся взглядов позволяет выделить шесть основных концепций происхождения государства.
1. Теологическая концепция исходит из того, что государство (как и все остальное в природе и обществе) создано Богом.
2. Патриархальная концепция утверждает, что государство стало результатом постепенного соединения родов в племена и далее в более масштабные общности, вплоть до государства. Главная цель этого объединения — защита своей земли от иноземных захватчиков. Основателем данной теории является английский мыслитель XVIII в. Роберт Фильмер.
3. Договорная концепция (теория общественного договора). По мнению ее основоположников (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо), государство является результатом соглашения между правителем и подданными об основах общественной жизни, взаимных правах и обязанностях сторон.
4. Теория завоевания получила распространение в XIX в. (основатель Л. Гумплович). Она объясняет возникновение государства завоеванием одних групп людей другими. Речь идет о том, что людям изначально присуща агрессивность и стремление к доминированию над другими. Реализуя данное стремление, более сильные стали порабощать более слабых. Итогом такого порабощения стало возникновение государства.
5. Психологическая теория (Ж. Бюрдо) утверждает, что государство — это результат гениальной человеческой идеи, которая нашла свое воплощение в общественной практике.
6. Социально-экономическая (марксистская) теория обосновывает тезис о том, что объективная потребность в формировании государства появилась у экономически господствующего класса в результате появления частной собственности и социальной дифференциации общества с целью обеспечения своего господства.
Обобщая различные взгляды на происхождение и сущность государства, можно сделать вывод, что государство — это центральный институт власти в обществе, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциаций.
Необходимые признаки государства:
1) наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
2) народ, населяющий данную территорию и признающий государственную власть;
3) система институтов, реализующих функции государственной власти;
4) наличие системы права.
Переходя к рассмотрению структуры государства, следует помнить, что выделение и классификация структурных компонентов зависит от подходов, которые лежат в основе решения этого вопроса. Наиболее распространенным является объединение государственных органов в соответствии с принципом разделения властей. Это позволяет выделить:
Основным предназначением законодательных органов является создание правовой базы и осуществление гражданского контроля за правительством. К законодательным органам относятся: парламент (в России — Федеральное собрание, в США — конгресс и т.д.), избираемый на определенный срок; аналогичные органы в субъектах федерации (к примеру — законодательное собрание области или штата) и местном самоуправлении (городские или сельские советы).
Исполнительная власть, как правило, осуществляется правительством, которое может носить различные названия (совет министров, кабинет, администрация), и возглавляться председателем, премьер-министром, канцлером (а в ряде случаев непосредственно президентом). Правительству принадлежит вся полнота распорядительной власти в стране. В его ведении находится текущая работа по управлению государством и гражданами через систему министерств и ведомств. Правительство формируется парламентом (в условиях парламентской республики) или президентом (президентская республика) по согласованию с парламентом.
Третья ветвь власти представлена судебной системой. В ее функции входит осуществление правосудия, а также контроль за соблюдением законов, защита прав граждан от нарушений со стороны законодательной и исполнительной власти, приведение законодательства в соответствие с Основным законом (Конституцией) государства.
Особенности функционирования государства, наличие того или иного политического режима зависит от того, насколько действенна система «сдержек и противовесов» между ветвями власти, не допускается ли доминирование одной из них над другими.
Переходя к рассмотрению функций государства, следует напомнить, что именно в процессе их реализации проявляется сущность данного политического института. В зависимости от направленности, функции подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
1. Политическая функция, которая заключается в обеспечении суверенитета и территориальной целостности страны, поддержании политической стабильности посредством регулирования отношений между политическими партиями и общественными организациями по поводу формирования государственных структур и осуществления ими властных полномочий.
2. Правовая функция находится в тесном единстве с политической, и включает в себя вопросы формирования системы законов и правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
3. Экономическая функция направлена на создание благоприятных условий для стабильного, поступательного развития экономики страны. Она проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику и т.д.
4. Социальная функция государства включает в себя удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддерживании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.
5. Культурно-воспитательная и образовательная функция направлены на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, качественную подготовку молодежи к активной трудовой деятельности.
6. Управленческая функция заключается в непосредственном исполнении властных полномочий, реализации программных политических положений в повседневной практике.
Внешние функции:
1. Обеспечение национальной безопасности.
2. Защита государственных интересов на международной арене.
3. Участие в решении глобальных проблем современности.