Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI—XVIIвв. В ходе исторического науки развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества.
Наука — это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины.Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:
Современная наука — это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании — то есть сам человек. Основная задача науки — выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель — объективная истина.
Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки:
В настоящее время существует следующая классификация наук:
Каждая наука включает в себя четыре необходимых компонента.
1. Субъект науки — исследователь, осуществляющий научную деятельность.
2. Объект науки — предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.
3. Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.
4. Язык науки — присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).
Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:
1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;
2) результаты его первоначального обобщения;
3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
4) закономерности, принципы и теории;
5) методы научного познания;
6) стиль мышления.
Научное познание — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.:
1. Эмпирический уровень — преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это — сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:
2. Теоретический уровень — преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Наиболее распространенными методами научного познания являются:
Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию — не противоречить друг другу.