Регистрация
Вы успешно зарегистрировались!
вам на почту отправленно письмо активации, пройдите по ссылке из него и сможете авторизоваться
60
На ваш номер телефона было отправлено смс с кодом
или
Я забыл пароль
Вы можете авторизоваться на сайте через:
Google Vkontakte Yandex

Используйте быстрый вход через социальные сети, при условии, что вы уже зарегистрировались через почту и привязали какой-то из сервисов к своей учётной записи.

Культурная сфера общества

Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Культура — это основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир. Культура является специфически человеческой сферой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой «меру человеческого в человеке».

Термин «культура» произошел от латинского слова «cultura», что в переводе означает — возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией. Как правило,выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).

В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.

1. Познавательный, знаково-символический элемент — знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Ценностно-нормативная система. Она включает в себя социальные ценности и социальные нормы.

Культура — постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.

Субъектами (творцами) культуры являются:

  • общество в целом;
  • социальные группы;
  • отдельные личности.

Культура играет огромную роль в общественной жизни. К ее функциям относятся:

1) трансляционная функция — передача социального опыта от поколения к поколению;

2) познавательная функция — создает благоприятные возможности для познания и освоения знаний о мире;

3) нормативная функция — регулирует поведение людей в обществе, опираясь на право и мораль;

4) знаковая функция — без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями общества;

5) ценностная функция — формирует ценности и ориентации людей.

В каждом обществе складывается своя, неповторимая культура. В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три подхода:

1) этноцентризм — оценка культуры других народов по культурным стандартам своей нации;.

2) культурный релятивизм каждая культура своеобразна и ее можно оценивать только через призму ее собственных норм и ценностей;.

3) культурная интеграция — при сохранении своей самобытности, культуры разных народов и стран все более сближаются.

Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование несет опасности потери культурной самобытности. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, подъему ее на более высокую ступень развития, с другой — к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.