Регистрация
Вы успешно зарегистрировались!
вам на почту отправленно письмо активации, пройдите по ссылке из него и сможете авторизоваться
60
На ваш номер телефона было отправлено смс с кодом
или
Я забыл пароль
Вы можете авторизоваться на сайте через:
Google Vkontakte Yandex

Используйте быстрый вход через социальные сети, при условии, что вы уже зарегистрировались через почту и привязали какой-то из сервисов к своей учётной записи.

Избирательные системы

В современных обществах, по мере распространения всеобщего избирательного права, возникли разнообразные избирательные системы, сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в органах власти (парламентах). В этой связи избирательные системы,существующие в различных странах, образуют совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов, а так же порядок формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления и распределения мест в них после определения результатов голосования.

К основным видам избирательных систем относятся мажоритарная система, пропорциональная система и смешанная система. Разберем специфику каждой из них.

Мажоритарная избирательная система — способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных (законодательных) органах, при котором депутатское место в каждом избирательном округе достается кандидату, получившему установленное большинство голосов. Кандидаты, собравшие меньшинство голосов, не могут быть избраны. Мажоритарная система чаще применяется в тех избирательных округах, которые называются одномандатными. В одномандатном округе каждая политическая партия выставляет только одного кандидата, но могут участвовать в выборах и независимые, беспартийные кандидаты. Реже мажоритарная система действует в многомандатных округах, когда партия выставляет целый список своих кандидатов, а избиратель голосует за список в целом.

Типами мажоритарной избирательной системы являются система относительного большинства, система абсолютного большинства и система квалифицированного большинства. При системе относительного большинства избранным считается кандидат, собравший больше действительных голосов, чем любой другой кандидат в отдельности (N+ 1). В ситуации ведения борьбы кандидатов от 3-х и более партий, избранным оказывается кандидат, собравшим фактически менее половины поданных по избирательному округу голосов, но больше, чем другие кандидаты. Данная система действует, например, в США, Канаде, Индии, а в Российской Федерации она применялась при выборах депутатов Государственной Думы до принятия нового законодательства о выборах в 2005 г. При системе относительного большинства для политических партий важнейшей задачей является победа как можно в большем числе избирательных округов, хотя бы с минимальным перевесом в каждом.

При системе абсолютного большинства кандидатам необходимо собрать в избирательном округе более половины действительных голосов (50% + 1 голос). В случае, если никто из кандидатов не соберет подобного числа голосов, законом может быть предусмотрен второй тур голосования. Во второй тур выходят только два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Но могут быть объявлены и повторные выборы при наличии трех и более кандидатов. В этом случае избранным оказывается кандидат, получивший относительное большинство голосов.

При системе квалифицированного большинствапобедитель на выборах должен получить установленное законом определенное большинство голосов избирателей, например — 2/3, 3/4, и т.п. Система квалифицированного большинства применяется достаточно редко.

В целом, при мажоритарной системе преимущество получают крупные политические партии. Как правило, она сочетается с двухпартийной системой.

Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в представительных (законодательных) органах власти, основанный на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею депутатских мандатов. В этом случае, избиратель голосует за список политической партии, которой доверяет. Для получения депутатских мандатов необходимо набрать отведенный законом минимум (в %) голосов избирателей.

В зависимости от уровня голосования пропорциональная избирательная система подразделяется на общенациональную, и в пределахмногомандатного округа. В первом случае избирательные округа не выделяются, а избиратели голосуют за партийный список в масштабе всей страны. Во втором случае избиратели голосуют за представителей партии в масштабе округа, при этом места распределяются в зависимости от влияния и доверия к политической партии в округе.

При пропорциональной системе увеличивается возможность представительства мелких партий в парламенте. Как правило, пропорциональная система сочетается с устойчивой многопартийной системой страны.

Смешанная избирательная системасочетает в себе признаки как мажоритарной, так и пропорциональной систем. То есть, часть депутатских мест завоевывается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть — по пропорциональной (например, 50 / 50 %). В России смешанная избирательная система при выборах в Государственную Думу применялась в 1990-х — начале 2000-х гг.: 225 депутатов избирались на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатном округам, а 225 — на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Но принятый в 2005 г. был новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», изменил порядок выборов в нижнюю палату парламента.

Согласно закону, депутаты Государственной Думы должны избираться на основе пропорциональной избирательной системы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. После внесенных в 2009 г. поправок в Конституцию РФ, депутаты Государственной Думы избираются сроком на 5 лет.

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, причем данное решение должно быть принято Президентом не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

Согласно закону, право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы принадлежит только политическим партиям в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», запрещается проводить предвыборную агитацию органам государственной власти, органам местного самоуправления, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, воинскими частями и военным учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным организациям, избирательным комиссиям, международным организациям и международным общественным движениям.

Общие результаты выборов устанавливаются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ не позднее чем через две недели и публикуются в течение трех недель со дня голосования.

По Закону «О выборах Президента РФ» выборы Президента Российской Федерации проводятся по мажоритарной избирательной системе. В первом туре голосования действует система абсолютного большинства, во втором туре — мажоритарная система относительного большинства. При этом, второй тур может и не проводиться, если кандидат в первом туре набрал более 50% действительных голосов российских избирателей. Согласно поправкам в Конституции 2009 г., Президент Российской Федерации РФ избирается сроком на шесть лет.