Регистрация
Вы успешно зарегистрировались!
вам на почту отправленно письмо активации, пройдите по ссылке из него и сможете авторизоваться
60
На ваш номер телефона было отправлено смс с кодом
или
Я забыл пароль
Вы можете авторизоваться на сайте через:
Google Vkontakte Yandex

Используйте быстрый вход через социальные сети, при условии, что вы уже зарегистрировались через почту и привязали какой-то из сервисов к своей учётной записи.

Социальные общности

Социальная общность — это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Общности условно подразделяются на массовые и групповые (социальные группы).

Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, классифицировать социальные общности по следующим показателям.

     1. По степени устойчивости:

  • неустойчивые — их взаимодействие носит случайный характер (пассажиры поезда, туристическая группа, зрители спектакля);
  • среднеустойчивые — трудовой коллектив, школьный класс;
  • устойчивые — нации, классы, семья.

     2. По размерам:

  • большие — существуют в масштабах страны (нации, классы, профессиональные объединения);
  • средние — жители городов и областей;
  • малые — семья, космический экипаж, группа друзей.

     3. По содержанию:

  • социально-экономические — касты, сословия, классы;
  • социально-этнические — племена, народности, нации;
  • социально-демографические — молодежь, дети, мужчины и женщины;
  • социально-профессиональные — юристы, экономисты, менеджеры, врачи;
  • социально-территориальные — жители краев, областей, районов, городов.

Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Виды общностей образуются на объективной основе. Одни виды общностей — непосредственно в результате общественного производства, например, производственный коллектив, социально-профессиональная группа. Другие возникают на эмпирической основе: народности, нации (этнические общности), наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей — социально-демографических — выступают естественные демографические факторы: пол, возраст, и т.д.

Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями.

Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия,. место жительства, доход, власть, образование и т.п. П. Сорокин отмечал, что «…вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…».

В реальной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные трактовки. В одном случае этот термин применяется для обозначения общества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент времени на одной площади и т.п. такое общество называется агрегацией. Агрегация — это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Некоторые социальные группы появляются непреднамеренно, случайно. Такие спонтанно образованные группы называются квазигруппами. Квазигруппа — это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.

Значимость социальной группы для индивида заключается, прежде всего, в том, что группа — это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений в социологии выделяются большие и малые группы.

Большая группа — это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов.

Особым типом большой группы выступает толпа. Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы, как правило, проста: лидеры и все остальные участники. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Для толпы характерны следующие черты.

1. Внушаемость — люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

2. Анонимность — индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как единое целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов;

3. Спонтанность — люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.

4. Неуязвимость — поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении актов вандализма футбольными болельщиками (порча кресел, битье стекол и т.д.) каждый из участников снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.

Лидеры, которые направляют толпу, как правило, ставят перед собой определенные цели, часто деструктивные. Поэтому в обществе должны быть механизмы, которые пресекают негативные действия агрессивной толпы.

Кроме больших социальных групп выделяют также малые группы. Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. В малой группе имеется непосредственный контакт («лицом к лицу») каждого с каждым, что служит первым группообразующим признаком, превращающим эти объединения в социально-психологическую общность, члены которой обладают чувством принадлежности к ней, например, студенческая группа, школьный класс, экипаж самолета.

Малая группа имеет свои отличительные признаки:

1) ограниченное число членов группы, как правило, от 2 до 7 человек, верхний предел составляет 20 человек;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами и как следствие этого, число связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, когда число ее членов увеличивается в арифметической прогрессии;

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов;

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований, но исходных форм всего две: диада и триада. Диада состоит из двух человек, например, пары влюбленных и характеризуется более интимными отношениями. Диатические отношения в большей степени располагают ее участников к развитию чувств по отношению друг к другу. Триада — активное взаимодействие трех человек. Для триады в меньшей степени характерны интимность и эмоциональность, в ней в большей степени развито разделение труда.

В любой малой группе есть лидеры и аутсайдеры. Лидером именуют члена группы, пользующегося авторитетом. Он не участвует в принятие решений либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается. Если лидер в группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько. Когда лидеров больше, чем один, группа распадается на подгруппы и их принято называть кликами. Следует учесть, что авторитетных лиц в группе может быть несколько, на них опирается лидер, навязывая группе свое решение. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Лидер — фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют ему власть и право принимать решение в интересах всей группы и делают это добровольно. Лидерство — отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.

В качестве примера социальной группы рассмотрим молодежь. Это объединение сверстников в возрасте от 17 до 25 лет. Молодежь относится к большим социальным группам. Она неоднородна по своему составу (разный интеллектуальный уровень, уровень воспитания, образования, дохода и т.д.). Тем не менее, можно выделить общие проблемы, характерные для современной молодежи:

1) поздний жизненный старт (25 лет);

2) недостаточная материальная обеспеченность (зарплата в 2 раза меньше средней);

3) безработица;

4) отсутствие жилья;

5) алкоголизм;

6) наркомания;