Регистрация
Вы успешно зарегистрировались!
вам на почту отправленно письмо активации, пройдите по ссылке из него и сможете авторизоваться
60
На ваш номер телефона было отправлено смс с кодом
или
Я забыл пароль
Вы можете авторизоваться на сайте через:
Google Vkontakte Yandex

Используйте быстрый вход через социальные сети, при условии, что вы уже зарегистрировались через почту и привязали какой-то из сервисов к своей учётной записи.

Формы государственного устройства

Другим основанием для деления современных государств является способ национально-территориального устройства. Он позволяет разделить государства на унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарные государства характеризуются делением всей территории страны на равные в правовом отношении административные единицы. На всей территории страны действует единая конституция и строго централизованная система органов власти. Унитарным государством была Российская Империя до 1917 г. Сегодня таковыми являются Китай, Испания, Швеция, Польша и ряд других государств.

Унитарные тенденции были доминирующими в период создания национальных государств. Однако, в современных условиях отмечено стремление регионов к большей самостоятельности и даже независимости, что придает новый импульс процессам федерализации государств.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких государственных образований в новое государство на основе конституции. Следует учитывать, что субъекты (составные части) сохраняют самостоятельность, могут иметь собственные конституции и законодательство, систему органов представительной, исполнительной и судебной власти. Однако федеральная конституция и законы имеют несомненный приоритет над законами субъектов федерации, а решения федеральных органов обязательны для нижестоящих. Естественно возникает вопрос: что же заставляет независимые государства объединяться между собой, добровольно признавать власть федерации?

Дело в том, что целью объединения является совместное решение ряда ключевых для общества вопросов. Как правило, к ним относят: оборону страны, борьбу с преступностью, создание единой финансовой системы, транспортной сети и связи, общего топливно-энергетического комплекса. Именно эти вопросы и находятся в ведении федеральной власти, и для их решения формируется федеральный бюджет и специальные органы. Остальные вопросы по-прежнему остаются в ведении субъектов и решаются собственными силами.

Конфедерация представляет собой союз двух или нескольких государств, заключенный на основе договора. В отличие от федерации, конфедерация не является государством: она не имеет своей конституции, собственных властных структур. Совместные органы если и создаются, то с целью координации, а не управления. Как правило, конфедерации недолговечны и постепенно преобразуются в федерации или, напротив, распадаются.

Ярким примером конфедеративного образования в современных условиях является Содружество Независимых Государств, созданное после распада СССР. Конфедерацией можно назвать и союз государств Объединенной Европы, который все более наглядно проявляет тенденцию к федерализации. Существует и ряд других, аналогичных образований.

Подводя итог, следует еще раз напомнить, что форма правления и способ государственного устройства не оказывают прямого влияния на специфику политических процессов в той или иной стране, установление в ней конкретного политического режима. Можно привести множество примеров успешного развития демократии в монархических государствах и, напротив, установление наиболее жестких тоталитарных режимов в республиках.