;3) в процессе решения применялось возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
.РешениеОбе части уравнения легко представляются как выражение, зависящее только от tgx:
.Далее, заменой tgx = y, тригонометрическое уравнение рационализуется:
.В итоге
, т.е.
и
.Однако можно заметить, что значения
также удовлетворяют исходному уравнению. Это потерянные корни. В чем причина? В основе преобразований формулы, сужающие область определения:
.(в нашем случае
и
).Комментарий. Еще раз настойчиво предостерегаем от применения приемов решения уравнений, ведущих к сужению области определения и возможной потере корней.Пример 2.Решить уравнение:
РешениеПерераспределим компоненты уравнения:
Далее, в левой части воспользуемся формулой:
Имеем:
т.е.
Теперь представим sin x как синус двойного аргумента:
Перенесем все компоненты уравнения в одну часть и вынесем общий множитель за скобки:
Вновь воспользуемся формулой разности синусов:
Последнее уравнение равносильно совокупности:
Таким образом, уравнение имеет два семейства корней:
и
, если
, и бесконечно много корней:
если
Ответ: Если
, то
Если
, то
.Рассмотрим также примеры решения комбинированных уравнений
, т.е. уравнений, в которых над переменной, в той или иной комбинации производятся иррациональные, показательно-степенные, логарифмические и тригонометрические операции. Такого рода задания вызывают у абитуриентов определенные трудности. В основе этих трудностей, как правило, лежит некая негативная психологическая установка. Абитуриент как бы говорит себе: «Таких уравнений я в школе не решал; что-то слишком много всего накручено; это мне не по силам». В связи с этим дадим два совета.Совет первый. По внешнему виду задания нельзя судить о его простоте или трудности; трудность — это характеристика не задания, а действенности Ваших знаний и умений. Начинайте решать, пробуйте, пытайтесь, несмотря на то, что задание кажется вам «страшным» и недоступным.Совет второй. Решайте комбинированное уравнение как бы по действиям, отграничивая иррациональную часть решения от логарифмической, логарифмическую от тригонометрической и т.п. Осуществить это можно введением новых переменных. В конце решения осуществляйте тем или иным образом проверку корней.Пример 3.Решить уравнение:
РешениеПусть
тогда
. Далее решаем уже не комбинированное, а тригонометрическое уравнение. Воспользуемся формулой синуса двойного аргумента:
«Тригонометрическая часть» решения завершена; далее необходимо решить показательное уравнение с параметром n:
Прежде всего, выясним, при всех ли n у данного уравнения существуют корни. Ясно, что, поскольку левая часть уравнения как сумма степеней тройки всегда положительна, то условие существования корней уравнения:
Решим это неравенство. Если n > 0, то
Очевидно, что полученная система
несовместна. Если n ≥ 0, то
Система
равносильна неравенству n ≥ 0.Таким образом, учитывая, что
, получаем вывод: корни у данного уравнения существуют при значениях параметра n: n = 0, 1, 2, 3, … . Именно при этом условии решаем далее показательное уравнение.Преобразуем левую часть уравнения по свойствам степени:
Тогда имеем:
Таким образом,
Это «семейство» логарифмов и составляет множество корней исходного комбинированного (показательно-тригонометрического) уравнения.Ответ:
Пример 4.Решить уравнение:
РешениеПрежде всего, укажем область определения уравнения. Она задается условиями:
т.е. системой
Пусть теперь
. Тогда, вместо комбинированного, имеем логарифмическое уравнение с двумя переменными а и b:
это уравнение преобразуется в уравнение:
Далее, если положить, что
то имеем простое рациональное уравнение:
Его единственный корень — y = 1. Значит,
т.е.
Отсюда b = a, т.е.
Корнями этого тригонометрического уравнения является семейство:
Нетрудно видеть, что оно удовлетворяет области определения исходного уравнения, а значит, и составляет множество его корней.Ответ: 