Регистрация
Вы успешно зарегистрировались!
вам на почту отправленно письмо активации, пройдите по ссылке из него и сможете авторизоваться
60
На ваш номер телефона было отправлено смс с кодом
или
Я забыл пароль
Вы можете авторизоваться на сайте через:
Google Vkontakte Yandex

Используйте быстрый вход через социальные сети, при условии, что вы уже зарегистрировались через почту и привязали какой-то из сервисов к своей учётной записи.

Преобразование выражений

Комментарий. Задания на тождественные преобразования алгебраических выражений часто встречаются в вариантах экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ как в качестве отдельных заданий, так и в качестве компонентов заданий (например, при решении алгебраических уравнений и неравенств). Для их выполнения требуется умение применять формулы сокращенного умножения, разложения квадратного трехчлена на множители и знать определения и свойства степеней, уметь выделять полный квадрат.Формулы для справокДействия с дробями:

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

Перестановка членов пропорции:

 

Производные пропорцииДана пропорция , справедливы следующие пропорции:

 

Формулы сокращенного умножения:

 

где x1 и x2 — корни уравнения 

 

Формулы корней квадратного уравнения:

, дискриминант 

> 0

= 0

< 0

Среди действительных чисел корней нет

Формулы корней приведенного квадратного уравнения:

, дискриминант 

D0 > 0

D0 = 0

D0 < 0

Среди действительных чисел корней нет

 

Теорема Виета. В приведенном квадратном уравнении  сумма корней равна коэффициенту при x, взятому с противоположным знаком, а их произведение — свободному члену:Если задано квадратное уравнение в общем виде , то делением уравнения на можно свести к приведенному, где,Действия со степенями:

При работе с модулями используют различные свойства модулей, например:

 

Действия с корнями (корни предполагаются арифметическими):

 

Свойства числовых неравенств

пусть c > 0, тогда

 и 

пусть a > 0 b > 0, тогда

Вспомним, что алгебраическим выражением называется выражение, в котором числа и буквы соединены действиями сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень или извлечения арифметического корня.Равенство, обе части которого принимают одинаковые числовые значения при любых допустимых значениях входящих в него букв, называется тождеством.Например, каждая из формул сокращенного умножения представляет собой тождество, ибо левая и правая части каждого из равенств:

 

равны друг другу при любых значениях a и b. При этом одно выражение преобразуется в другое, ему тождественно равное.При выполнении тождественных преобразований алгебраических выражений необходимо знать порядок выполнения действий, действия с дробями и степенными выражениями, формулы сокращенного умножения и др.Следует иметь в виду, что при тождественных преобразованиях остаются неизменными:
  • 1) величина допустимых изменений буквенных величин;2) область допустимых значений каждой из буквенных величин.
Первое из этих требований является обязательным при всех преобразованиях, имеющих целью упрощение выражения или приведение его к нужному виду. Если надо, например, дополнить квадратный трехчлен  до полного квадрата, то, прибавив к нему число 9, необходимо такое же число и вычесть, т.е.:Тождественные преобразования последнего выражения можно продолжить и привести исходное выражение к произведению двучленов:Второе требование — неизменность областей допустимых значений — не всегда выполняется при обычно применяемых нами преобразованиях. Сократив, например, дробь  на разность a - 1 и написав равенство , мы замечаем, что нарушено второе требование, которому должно удовлетворять тождественное преобразование: правая часть равенства имеет смысл при любых значениях , а левая только при условии, что a ≠  1, т.е. произошло изменение области допустимых значений величины a. Следовательно, преобразование в данном случае не является тождественным.Однако это не значит, что мы должны отказываться от таких преобразований, которые изменяют области допустимых значений величин. Напротив, мы ими часто пользуемся и при упрощении выражений и при решении уравнений. Нужно только при каждом таком преобразовании указать, как изменились области допустимых значений буквенных величин.Порядок выполнения действий:
  • 1) действия с одночленами;2) действия в скобках;3) умножение или деление (в порядке появления);4) сложение или вычитание (в порядке появления).
Обыкновенная дробь — число вида a — целое число, b — натуральное число. Две дроби  равны, если a * d = b * c. Основное свойство дробей: , где c — любое отличное от нуля действительное число.В пропорции  a и d — крайние члены, b и c — средние члены.Основное свойство пропорции: a * d = b * c (в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов).Модуль (абсолютное значение) действительного числа a обозначается символом . По определению модуль действительного числа aявляется неотрицательным числом:При действиях с радикалами следует иметь в виду, что правила, по которым они выполняются, безоговорочно верны лишь для арифметических корней. По определению корень  называется арифметическим лишь в том случае, если число a положительно или равно нулю, а также положительна или равна нулю и величина самого корня. Если этого не учитывать, то можно допустить ошибку. Например, равенство  верно лишь при условии, что x ≥  0. При x  0 нужно писать так:Аналогично равенство  верно лишь в случае, если a ≥  b. При a  b оно неверно и нужно писать . Оба случая можно охватить такой записью: .Пример 1.Упростите выражение .РешениеПрименим свойства степеней (умножение степеней с одинаковым основанием и деление степеней с одинаковым основанием): .Ответ: 9m7.Пример 2.Сократив дробь  вычислите ее значение, если .РешениеДля того чтобы сократить дробь, необходимо разложить на множители числитель и знаменатель этой дроби. Данное тождественное преобразование можно сделать разными способами.Способ 1Попробуем выполнить группировку в числителе, записав его следующим образом:3m2 - 3mn + mn- n2 = 3m(m - n) + n(m - n) = (3m + n)(m - n).Способ 2Составим и решим уравнение 3m2 - 2mn - n2 = 0 как квадратное уравнение относительно m, считая n параметром.Получаем, что:.Тогда Аналогично разложим на множители знаменатель дроби:6m2 - 7mn + n2 = (6m - n)(m - n).Следовательно, есть возможность сокращения дроби на множитель (m - n), т.е.:.Из условия  следует, что  (воспользовались свойством пропорции). Значит, .Ответ: .Комментарий. При тождественных преобразованиях иррациональных выражений в ряде случаев удобно выполнить замену переменных таким образом, чтобы для новых переменных получить рациональное выражение (другими словами, исключить иррациональность). При этом лучше просматриваются возможности для применения формул сокращенного умножения и другие способы упрощения рассматриваемого выражения.Пример 3.Сократите дробь: .РешениеТак как дробь содержит выражения  целесообразно выполнить замену переменных следующим образом: .Тогда, воспользовавшись формулой «разность квадратов» и сократив дробь, получаем:Следует отметить, что другие варианты замены переменных, например,  или , не приводят к получение рационального выражения.Ответ: .Комментарий. В выражениях, содержащих двойную иррациональность (корень из иррационального выражения) бывает полезным представление подкоренного выражения в виде полного квадрата (выделение полного квадрата). При этом используется формулы «квадрат суммы» или «квадрат разности». Подбор первого и второго слагаемого следует выполнять, ориентируясь на предполагаемое удвоенное произведение первого слагаемого на второе.Пример 4.Найдите значение выражения: РешениеЭтап 1Преобразуем знаменатель:8 = 5 + 3; 15 = 5 * 3,поэтому , то есть .Следуя несколько иной логике, можно рассмотреть число  в качестве возможного удвоенного произведения первого слагаемого на второе. Далее, используя свойство квадратного арифметического корня, представим его в виде произведения . Таким образом, получаем, что:, т.к. .Этап 2Раскроем скобки в числителе дроби:.Учитывая, что 150 = 25 * 6, 90 = 9 * 10, получаем следующее:.Далее приведем подобные слагаемые (первое и последнее, второе и третье) и, помня, что наша цель — разложить знаменатель дроби на множители для ее сокращения, вынесем за скобку множитель :Тогда: .Заметим, что подкоренное выражение в знаменателе можно было записать и как , но  а поэтому .Ответ: .Пример 5.Укажите все номера целых чисел данного множества:
  • 1) ;2) ;3) ;4) ;5) .
РешениеУпростим запись каждого из данных чисел.
  1. Воспользуемся свойством степени с отрицательным показателем, получаем . Далее, выполним умножение показателей степеней для возведения степени в степень, . Так как целыми числами называются натуральные числа, им противоположенные и ноль, получаем, что число под номером 1 — целое.
  2. Преобразуем выражение , используя выделение полного квадрата из выражения под знаком корня.Видно, что число  следует представить в виде произведения множителей 2, 3 и . Можно проверить, что другие способы разложения числа  на множители не приводят к выделению полного квадрата (например, 2, , 1).Таким образом, получаем, что .Следовательно:Для дальнейшего упрощения воспользуемся формулой «разность квадратов»: — целое число.
  3. Для преобразования выражения  сначала исключим иррациональность из знаменателя первого слагаемого, умножив числитель и знаменатель дроби на выражение, сопряженное к знаменателю:Следовательно,  — не является целым числом.
  4. Выполним переход к одинаковому основанию 2 и запишем кубический корень в виде степени:Далее для деления степеней с одинаковым основанием, вычислим разность показателей: .Выделим целую часть дроби, полученной в показателе , и запишем результат тождественных преобразований в виде произведения: Таким образом, выражение под номером четыре — не целое число.
  5. Представим основание в виде степени числа 4, тогда: .Используя правило возведения степени в степень, следует записать  — целое число.
Ответ: 1, 2, 5.В экзаменах традиционной формы задачи на упрощение встречаются редко, но подобные навыки могут пригодиться и при решении заданий, сформулированных иначе.Пример 6.Найдите наименьшее значение выражения:5x2 + 2y2 - 4xy - 4x - 8y + 19.Решение.Представим формулу, задающую функцию, в виде выражения, в которое входят суммы полных квадратов:5x2 + 2y2 - 4xy - 4x - 8y + 19 = (4х2 - 4ху + у2) + (х2 - 4х + 4) + (у2 - 8у + 16) - 1 = (2х - у)2 + (х - 2)2 + (у - 4)2 - 1.Вспомним, что наименьшее значение квадрата любого выражения равно нулю. Следовательно, наименьшее значение каждого из первых трех слагаемых равно нулю, причем все они обращаются в 0 при х = 2 и у = 4. Таким образом, наименьшее значение функции равно -1 и достигается в точке (2; 4).Ответ: -1.Пример 7.Вычислить: .РешениеУказанные действия следует выполнять, не пользуясь микрокалькулятором, не делая округлений и приближенных вычислений, так как предполагается, что все заданные числа являются точными.Будем выполнять вычисления по действиям:
  • 1) ;2) ;3) ;4) .
Таким образом: .Ответ: -20,275.Пример 8.Упростите выражение:  при ≠ b и ab 0.РешениеПокажем прежде, что при заданном условии все подкоренные выражения положительны:,Поскольку a – b ≠ 0, то (a – b)2 0; ab 0 по условию.Следовательно, дробь положительна, т.е. x – 1 0, а значит, и x + 1 0.Теперь перейдем к упрощению заданного выражения. Освободимся от иррациональности в знаменателе:Подставляя значение , получим:.По условию ab  0, значит, , поэтому Рассмотрим оба возможных случая:
  • 1) если a2b2, другими словами, , то  и ;2) если a2 b2, другими словами , то  и .
  1. Ответ.Если a2 b2, т.е. если , то  и .Если a2 b2, другими словами , то  и .Пример 9.Сократите дробь:.РешениеС целью сокращения дроби разложим числитель и знаменатель на множители. Корни числителя x1 = 1; x2 = 4, поэтому имеем:x2 – 5x + 4 = (x – 1) * (x – 4).Чтобы разложить знаменатель на множители, применим метод группировки:x3 – x – 4x2 + 4 = (x3 – x) – (4x2 – 4) = x (x2 – 1) – 4 (x2 – 1) = (x2 – 1) (x – 4) = (x – 1) (x + 1) (x – 4).Тогда при x ≠ 1, x ≠ -1, x ≠ 4 будем иметь:Ответ: .Пример 10.Пользуясь теоремой Виета, вычислить , где x1 и x2 — корни уравнения 2x2 + 6x + 1 = 0.РешениеПреобразуем исходное выражение в дробь . Числитель данного выражения может быть разложен, как сумма кубов двух выражений: . Выполним тождественные преобразования:.Воспользуемся теоремой Виета. Для начала убедимся, что дискриминант квадратного трехчлена 2x2 + 6x + 1 больше нуля.Действительно, D = 62 – 4 * 2 * 1 = 36 – 8 = 28 0. Следовательно, у уравнения 2x2 + 6x + 1 = 0 имеются два действительных корня, и теорема Виета может быть применена.Таким образом, , и . Поэтому, имеем:.Ответ: -45.