.Комментарий. Логарифм единицы по любому основанию равен нулю. Для того, чтобы убедиться в истинности данной формулы, достаточно вспомнить, что любое число (кроме нуля) в нулевой степени равно единице.
.Комментарий. Логарифм равен единице в случае равенства чисел (выражений) — основания логарифма и выражения, стоящего под логарифмом.
.Комментарий. Представленная формула является одним из вариантов записи определения логарифма.
.
.
.
.
.Комментарий.Данная формула называемая формулой перехода к новому основанию, имеет два важных следствия. Приравняем в формуле
, тогда
. Рассмотрим числитель полученной дроби. Поставим вопрос: в какую степень следует возвести число b, чтобы получить число b. Ответ — в первую степень, т.е. числитель рассматриваемой дроби равен единице. Таким образом,
. В ряде задач полезно бывает полученную формулу записать в преобразованном виде:
.
.
РешениеПредставим
в виде степени числа 5, тогда
Далее воспользуемся правилом умножения степеней одинаковым основанием (при умножении степеней с одинаковым основанием показатели складываются):
.Преобразуем полученную в процессе решения разность логарифмов (по одному основанию) и применим определение логарифма (зададим вопрос: В какую степень следует возвести основание логарифма 3, чтобы получить число, стоящее под логарифмом — 9?):
Ответ: 25.Пример 2.Упростить выражение
РешениеУпростим показатель степени подкоренного выражения:
Тогда
Ответ: 27.Пример 3.Упростить выражение:
РешениеВначале упростим логарифмируемое выражение. Если Вы уже занимались упрощением алгебраических выражений, то вид первого множителя в знаменателе вызовет предположение, что перед нами полный квадрат. Действительно,
Тогда:
Следовательно,
Ответ: 1/2.Пример 4.Найти значение выражения
РешениеРазделим на знаменатель каждое слагаемое числителя по отдельности:
Переходя далее в каждом слагаемом к новому основанию 18, получаем, что:
Преобразуем далее сумму логарифмов с одинаковым основанием в логарифм произведения и используем определение логарифма:
Ответ: 1.Пример 5.Вычислить
РешениеДля преобразования данного выражения перейдем во всех логарифмах к основанию 4:
.Тогда выражение принимает вид:
Далее разложим на множители логарифмируемые выражения, выделяя в каждом из них множитель вида 4n:28 = 4*7, 112 = 16*7 = 42*7, 448 = 64*7 = 43*7.Продолжим преобразование выражения, используя свойства логарифмов: 

Ответ: 2.Пример 6.Вычислить
РешениеПредставим числа 2 и 1 в виде:
Тогда
Ответ: 2.Пример 7.Найти
если
РешениеОбратим внимание на то, что в каждом логарифме (либо в основании, либо в аргументе) присутствует множитель 7. Поэтому перейдем к основанию 7 во всех логарифмах:
Обратим внимание, что
, тогда:Следовательно, для вычисления этого логарифма нужно знать значения и
Воспользуемся формулами перехода к новому основанию:
Подставим далее найденные значения в преобразованное исходное выражение:
Ответ:
Пример 8.Известно, что
лежит между числами 8 и 13, а
принимает целые значения. Найти количество этих значений.РешениеПерейдем в обоих логарифмах к основанию b.Для этого воспользуемся сначала формулой «логарифм частного»:
. Обратим далее внимание, что
.Получаем, что
Решим методом интервалов неравенство:
.Для этого перейдем к систем нестрогих неравенств:
.Рассматривая каждое из записанных неравенств отдельно и впоследствии находя решение как пересечение множеств (решений первого и второго неравенств), получаем:
Выполним преобразования полученного двойного неравенства.Прибавим 1 ко всем частям неравенства:
Поскольку
его значения задаются неравенством:
или
Следовательно,
может принимать 6 целых значений – от 11 до 16.Ответ: 6.Комментарий. Далее проработаем выполнение заданий на тождественные преобразования тригонометрических выражений, поскольку они встречаются в ЕГЭ как в качестве отдельных заданий, так и используются для решения тригонометрический уравнений и неравенств, а также комбинированных заданий. Для решения задач на упрощение тригонометрических выражений требуется достаточно хорошо знать правила преобразования алгебраических выражений и тригонометрические формулы (уметь применять их как по одной, так и в комплексе).